Консультации для родителей

 
 

Чересчур подвижный ребенок – повод встревожиться?

Статистика показывает, что более 20 % российских детей страдают  гиперактивностью

        Кому не знакома такая картина – милое чадушко с воплями носится по квартире, успокаиваться категорически не желает, ни одно дело довести до конца не может? Многие родители демократично говорят: «Он же еще маленький, пусть бегает!». И оказываются неправы. Гиперактивность  - это заболевание.

        Что такое гиперактивность?

        Гиперактивность – это гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ). Статистика утверждает, что около 20% современных детей страдают этим заболеванием, причем мальчики в 9 раз чаще девочек. Проявления гиперактивности беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети плохо спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету, шуму, духоте. Чем старше становится ребенок, тем заметней становится его неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо: ребенок  не может до конца дослушать сказку, вскакивает с места, не может играть в тихие игры; невнимателен. Появляется неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Следствие – проблемы, ссоры со взрослыми, родителями. Полноценно диагностировать ГРДВ можно у детей с 6 до 12 лет.

        Нередко причины гиперактивности кроются в проблемной беременности. Если была угроза выкидыша, гипоксия, асфиксия, если врач во время родов использовал щипцы; если роды были травматичными, длительными или, наоборот, стремительными – все, что может повредить нервную систему. У курящих женщин высока вероятность рождения детей     с синдромом гиперактивности: курение во время беременности – это хроническая гипоксия, недостаток кислорода для плода.

 

        На что родителям обращать внимание

          - Ребенок не может сосредоточить пристальное внимание на деталях или совершает ошибки «по невнимательности», удерживать подолгу внимание на одном предмете или занятии.

          - Не слушает того, что ему говорят, не может довести до конца ни одно дело. Избегает занятий, где требуются концентрация внимания и умственные усилия.

          - Часто теряет вещи – игрушки, школьные принадлежности, отвлекается на внешние раздражители, забывчив.

          - Не может усидеть на месте, ерзает, сидя, умудряется двигать руками и ногами.

          - Вскакивает, встает с места в ситуациях, когда это неуместно, например, на уроке.

          - Часто бегает и забирается куда-нибудь в неподходящей ситуации. У подростков и взрослых – субъективное ощущение беспокойства.

          - Многие действия ребенок совершает «на ходу», не может играть тихо, спокойно.

          - Часто слишком много говорит; отвечает, не дослушав вопроса. Прерывает других или мешает им – например, вмешивается в разговоры или игры.

        Кроме того, в запущенной форме могут наблюдаться различные нервные тики, гримасничанье, дрожание пальцев рук. Если ребенком, страдающим гиперактивностью, не заниматься, есть угроза того, что у него в будущем будут наблюдаться психопатические нарушения личности.

 

        Что делать?

        Конечно, для того, чтобы справиться с синдромом гиперактивности, для начала нужно проконсультироваться с врачом – с психологом, невропатологом. Однако в ваших силах создать ребенку условия, в которых сверхподвижность не будет развиваться в заболевание.

          1. Относитесь к ребенку спокойно и терпеливо. Уделяйте ему побольше внимания.

          2.  У него должно быть свое пространство. Если не комната, то хотя бы уголок, за который он будет нести ответственность. Он может там прибирать свои игрушки, играть и читать.

          3. Создайте в квартире спокойную обстановку – не надо орущего телевизора, громкой музыки, шумных скандалов.

          4. Дошкольников можно «выгуливать» до полного утомления – конечно, если позволяет погода. Ребенку будет куда потратить избыток энергии.

          5. Не помешают занятия спортом, физические нагрузки. Однако они должны быть относительно спокойными – не стоит со сверхподвижным ребенком играть в эмоционально «растормаживающие» игры - догонялки, пятнашки, соревнования. Зато плавание, конный спорт, бег трусцой, туризм очень хорошо подходят для гиперактивных детей.

          6. Не утомляйте ребенка чрезмерной опекой. У него должна быть возможность для проявления самостоятельности.

          7. Постарайтесь установить жесткий распорядок дня, чтобы ребенок ел и ложился спать в определенное время.